Выбор шин — это важное решение, которое влияет на безопасность и комфорт вождения. Некоторые автовладельцы предпочитают полагаться на проверенные бренды или стандартные модели, которые установлены производителем. Другие подходят к вопросу более тщательно, изучая характеристики, отзывы и тесты перед покупкой.
В этой статье мы собрали всю необходимую информацию, чтобы помочь вам разобраться в типах шин, их характеристиках и маркировках. Вы узнаете, как подобрать подходящие шины для вашего автомобиля, как продлить их срок службы и в каких случаях резину нужно заменить.
Что вы узнаете:
Характеристики шин
При выборе шин важно обращать внимание на ключевые характеристики, которые оцениваются в сравнительных тестах, обзорах и испытаниях на полигонах. К основным показателям относятся:
- сцепление на сухом и мокром дорожном покрытии;
- длина тормозного пути;
- управляемость;
- уровень шума (акустический комфорт);
- износостойкость;
- сопротивление качению (влияет на топливную экономичность).
Эти характеристики обычно представлены в виде таблиц с баллами (по 5- или 10-балльной шкале), процентных показателей по сравнению с предыдущим поколением или шинами ближайшего конкурента, либо в виде диаграмм.
❗ Если данные предоставлены самим производителем, к ним следует относиться с осторожностью. Лучше ориентироваться на независимые тесты и рейтинги авторитетных изданий, таких как «За рулем», «Авторевю», Auto Bild и других.
Тип шин в зависимости от класса авто
В зависимости от типоразмера, конструкции, резиновой смеси и рисунка протектора производители автомобильных шин выделяют следующие типы:
- Шины для авто компакт-класса (A и B класс). Малолитражные городские автомобили не развивают высоких скоростей, поэтому на шины не оказывается существенная нагрузка. Основное внимание уделяется износостойкости и топливной экономичности.
- Шины для авто среднего класса (небольшие седаны, универсалы, хэтчбэки). Эта категория охватывает большинство моделей шин. Покрышки для среднего класса обладают сбалансированными характеристиками: сцепление, управляемость, топливная экономичность, низкий уровень шума. Некоторые модели ориентированы на повышенные характеристики, такие как устойчивость к аквапланированию или увеличенный срок службы. Нередко сюда относят шины класса HP (High Performance) для повседневной езды по городу и трассе.
- Шины для премиальных автомобилей и спорткаров. Хоть шины UHP (Ultra High Performance) нередко объединяют в одну категорию, они различаются по своим характеристикам. Для авто премиум-класса важны скоростные характеристики, курсовая устойчивость и низкий уровень шума на высоких скоростях. Спортивные шины, в свою очередь, обеспечивают максимальное сцепление, устойчивость на поворотах и быстрый отклик на рулевое управление. Поэтому UHP для авто премиум класса тише, чем спортивные шины, но при торможении, прохождении поворотов на скорости они хуже.
- Шины для внедорожников. Внедорожные шины часто выпускаются в одной линейке с легковыми шинами, но имеют усиленные боковины для повышения стойкости к нагрузкам и повреждениям. В зависимости от условий эксплуатации они делятся на несколько категорий:
- HP — для городских кроссоверов и внедорожников, для езды по асфальту;
- HT — для смешанных дорог с асфальтовым покрытием и лёгким бездорожьем;
- AT — для равного использования, как на асфальте, так и на лёгком бездорожье;
- MT — для полного бездорожья и гравийных дорог, но с ограниченной управляемостью на асфальте, шумные и рассчитанные на низкие скорости.
Выбираем шины по сезону
Производители используют специальные резиновые смеси и придают профилю определенный рисунок для лучшего сцепления и управляемости при определенных погодных условиях. Конечно, никто не будет менять шины каждый раз при изменении погодных условий, но учитывать, когда можно ездить без ограничений, а когда стоит ограничить скорость и с осторожностью выполнять маневры, все же стоит. Некоторые особенности резины, рассчитанной на определенные условия:
- Для езды по мокрым дорогам, в дождь, по талому снегу необходима высокая стойкость к аквапланированию. В шинах предусматривают не менее 3-х глубоких продольных каналов, поперечные водоотводящие канавки.
- Для сухого асфальта важно сцепление с дорожным покрытием, которое обеспечивается как направленным рисунком протектора, так и ламелями с острыми кромками, выступающими дополнительными гранями зацепления. Шины для сухого асфальта также имеют выраженные увеличенные блоки плечевой зоны с кромочным эффектом.
- При спортивном, агрессивном стиле вождения важно уверенное сцепление с дорогой как при резком разгоне и торможении, так и при прохождении поворотов на скорости. Подойдут шины с асимметричным рисунком протектора, V-образным рисунком, крупными боковыми блоками.
Самое важное о сезонной смене шин
В правилах дорожного движения не предусмотрены штрафы за несвоевременную замену шин по сезону. Единственное, что запрещено ездить на шипованной резине с 1 июня – штраф составляет 500 руб., но могут выписать и предупреждение. Количество штрафов не ограничено – если водитель не поменяет комплект, то его могут продолжить штрафовать.
Заменяют зимнюю резину на летнюю весной, а летнюю на зимнюю меняют осенью. Когда именно производить замену? Все зависит от региона – где-то и весной температура воздуха близка к 0 °C, а в южных регионах может достигать 15-20 °C. Соответственно, сезонная смена шин по температуре воздуха осуществляется по следующим правилам:
- Если среднесуточная температура воздуха превышает +7 °C, то необходимо поменять зимний комплект на летний.
- Если среднесуточная температура становится ниже +10 °C, то летний комплект меняют на зимний.
- Если температура не ниже -10 °C и не выше +25 °C, то допускается эксплуатация всесезонных шин. Это крайние значения температур – в идеале на таких покрышках не стоит ездить при температуре выше или ниже, чем +/- 5 °C.
Как выбрать летнюю резину?
Летние шины предназначены для использования при высоких температурах и езды по сухому или мокрому асфальту. При выборе следует учитывать следующие моменты:
- Рисунок протектора. Продольные каналы помогают собирать и отводить воду вдоль шины, а поперечные — эффективно выводят её из зоны контакта с дорогой, что улучшает сцепление на мокром покрытии.
- Блоки плечевой зоны. Чем более выражена блочная структура плечевой зоны, тем сильнее кромочный эффект, что особенно важно при резких маневрах и прохождении поворотов на высокой скорости — это обеспечивает лучшее сцепление и управляемость.
- Жесткость резины. Отдельно стоит рассмотреть вопрос жесткости резины. Состав резиновой смеси в идеале должен быть средним по жесткости. Слишком мягкая резина обеспечивает лучшее сцепление, торможение, но быстро изнашивается. Слишком жесткая резиновая смесь отличается худшими сцепными свойствами и разгоном, увеличенным тормозным путем, но большим ресурсом.
Жесткость (твердость) проверяется по Шору:
❓ Твердость по Шору - это сопротивление материала вдавливанию наконечника специального прибора (дюрометра). Дюрометр устанавливают на поверхности шины – наконечник вдавливается в резину в 5 разных точках минимум. Значение твердости по Шору – среднее арифметическое 5 полученных значений.
Чем летние покрышки отличаются от зимних?
Отличия летних шин от зимних заключаются в следующем:
Как выбрать зимнюю резину?
Шипованные шины — лучший выбор для эксплуатации в условиях гололёда, плотного снега и низких температур, что характерно для Санкт-Петербурга и других северных регионов. Шипы, установленные на заводе, представляют собой твердотельные элементы, которые значительно улучшают сцепление на льду и утрамбованном снегу, обеспечивая стабильное управление автомобилем и сокращение тормозного пути.
Особенности эксплуатации:
- При износе или потере шипов сцепные свойства шин значительно ухудшаются, что увеличивает риск заноса на льду. Это следует учитывать при регулярной проверке состояния шин.
- На чистом асфальте шипованные шины могут создавать дополнительный шум, снижать комфорт езды и ускорять износ шипов.
- Шипованные шины могут оказывать повышенное давление на дорожное покрытие, что ведёт к его повреждению.
Нешипованные шины (липучки) бывают 2-х типов:
- Среднеевропейский (европейский тип).
Рассчитаны для эксплуатации по асфальту при относительно небольшом минусе. Отличаются высокой твердостью – до 65 единиц по Шору. Лучшие показатели по торможению и старту на асфальте, но хуже свойства на льду и снегу. Не подходит для регионов с крайне низкими температурами, большим объемом осадков.
- Скандинавский (нордический тип).
Шины с твердостью около 50 единиц по Шору. На сухом асфальте быстро изнашиваются, но на льду и снегу демонстрирует лучшее сцепление.
❗ Итак, чем ниже температура воздуха и дорожного покрытия, тем хуже сцепные свойства твердой резины, и лучше – мягкой. Соответственно, при низких температурах в регионе эксплуатации лучше выбирать резину скандинавского типа. При частой езде по снегу и льду лучше выбирать шипованные, а не фрикционные шины.
Зимние покрышки для внедорожников, легковых авто
Зимние шины для легковых автомобилей и внедорожников (SUV) отличаются по конструкции и рисунку протектора. Внедорожники тяжелее, имеют более высокий центр тяжести и могут использоваться как на дорогах общего пользования, так и в условиях бездорожья. Это диктует определенные требования к шинам.
Основные отличия:
- Для внедорожников и кроссоверов, эксплуатирующихся преимущественно в городе и на трассе. Эти шины часто имеют дорожный рисунок протектора с выраженными продольными канавками для отвода воды и снега, а также усиленную боковину для лучшей устойчивости и защиты от повреждений. Их основная задача — обеспечивать устойчивость и управляемость на мокром и заснеженном асфальте, а также на слегка обледенелых дорогах. Усиленная боковина помогает выдерживать больший вес автомобиля и лучше противостоять механическим повреждениям, которые могут возникнуть на неровных поверхностях или при попадании в выбоины.
- Для внедорожников и пикапов, которые эксплуатируются вне дорог с твёрдым покрытием. Такие шины часто имеют агрессивный блочный рисунок протектора, предназначенный для улучшенного сцепления на снегу, грязи или льду. Канавки между блоками могут быть глубже, чтобы шина могла эффективно самоочищаться от снега и грязи. Однако даже на таких шинах могут быть продольные каналы, которые улучшают отвод воды и снижают риск аквапланирования на мокрой дороге.
Зимние шины для внедорожников часто обладают более толстой и прочной конструкцией, чтобы выдерживать нагрузки на пересечённой местности и в условиях бездорожья. Это делает их подходящими для езды в сложных зимних условиях, включая глубокий снег и ледяные дороги.
Всесезонная резина
Всесезонные шины предназначены для эксплуатации при температуре -10 до +25 °C, но точные значения зависят от производителя и модели. Важно помнить, что при крайних температурах этого диапазона свойства резины ухудшаются: при минусовых - шина становится слишком жёсткой, снижая сцепление с дорогой, а при высоких быстрее изнашивается и теряет устойчивость.
Всесезонные шины маркируются как «M+S» (Mud + Snow), что означает их пригодность для эксплуатации на грязи и слабом снегу. Однако, эта маркировка не является показателем того, что шины подходят для использования в суровых зимних условиях с низкими температурами или гололёдом.
Выше мы рассмотрели основы по выбору покрышек по сезону. Теперь же рассмотрим более детально конструкцию шин и их характеристики, маркировки.
Технические характеристики и маркировки шин
При выборе шин важно учитывать множество технических характеристик и маркировок, которые производители указывают на боковине каждой шины. Эти данные помогут вам выбрать оптимальные покрышки, соответствующие вашим потребностям и условиям эксплуатации.
Давайте подробнее рассмотрим все их, чтобы вы могли сделать правильный выбор.
Типоразмер шины
Указывается производителем на боковине:
- XXX – размер ширины протектора, в мм. Чем шире шина, тем лучше сцепление с сухим асфальтом, но хуже сцепные свойства на мокрой дороге.
- YY – отношение ширины к высоте в процентах. Низкопрофильные шины – стандарт для большинства авто, низкопрофильные подходят для спортивных автомобилей и премиальных моделей.
- R – радиальное плетение корда. С диагональным плетением встречаются шины крайне редко – в основном это коммерческая резина, используемая на малолитражных старых авто.
- ZZ – диаметр шин, соответствующий посадочному диаметру дисков.
Самая первая информация, которую стоит рассмотреть - указание типоразмера шины.
- XXX - ширина протектора (в мм).Чем шире шина, тем лучше сцепление с сухим асфальтом, однако на мокрой дороге сцепные свойства хуже.
- YY – соотношение высоты боковины к ширине профиля (в %). Низкопрофильные шины (с низким значением %), как правило, устанавливаются на спортивные и премиальные автомобили, обеспечивая лучшую управляемость. Высокопрофильные шины (с высоким значением %) обеспечивают более комфортную езду, но могут снижать управляемость.
- R – радиальное плетение корда, которое достаточно давно является стандартом для легковых авто.
- ZZ – диаметр шины (в дюймах) соответствующий посадочному диаметру дисков.
Эти параметры помогут вам выбрать шину, подходящую для вашего автомобиля и условий эксплуатации.
Конструкция шины: камерная и бескамерная
Сегодня почти все шины производятся в бескамерном исполнении, поскольку эта технология более надёжна и безопасна. Камерные шины можно встретить разве что на устаревших автомобилях или в специфических условиях эксплуатации. Камерные шины состоят из двух компонентов — внешней покрышки и внутренней камеры, которая удерживает воздух под давлением. В бескамерных шинах воздух удерживается за счет герметичного прилегания шины к диску и специального внутреннего герметизирующего слоя.
Бескамерная шина состоит из следующих слоев:
- Протектор – 1 или 2 внешних слоя из резиновой смеси. Он отвечает за сцепление с дорожным покрытием и защищает внутренние слои от повреждений.
- Брекер – слой прорезиненных нитей, расположенный под протектором, который фиксирует его на месте и распределяет нагрузку при движении, предотвращая деформацию.
- Корд – основа из металлических и (или) текстильных нитей, принимает на себя основную нагрузку при движении и поддерживает форму шины.
- Бортовое (проволочное) кольцо – обеспечивает прочное прилегание шины к диску и устойчивость при поворотах.
- Внутренний герметизирующий слой – эластичная резина, которая предотвращает утечку воздуха и сохраняет герметичность шины даже при небольших проколах. Этот слой позволяет бескамерной шине сохранять давление дольше, что делает их более безопасными и удобными.
Тип конструкции корда
В зависимости от плетения шины делятся на:
- радиальные – основной тип шин для современных легковых автомобилей. Радиальный корд означает, что нити корда идут перпендикулярно направлению движения шины. Такие шины маркируются буквой «R» перед обозначением диаметра;
- диагональные – используются в основном на коммерческом транспорте или спецтехнике. В диагональных шинах нити корда пересекаются под углом, образуя несколько слоев. Эти шины реже встречаются на рынке и имеют несколько специфических особенностей.
Маркировка DOT
Маркировка DOT (Department of Transportation) — это требование агентства транспорта США, касающееся характеристик шин, продаваемых на территории Соединённых Штатов. Без этой маркировки продажа шин в США запрещена. Однако отсутствие такой маркировки на шинах, продаваемых в России или других странах, не является проблемой. Маркировка DOT содержит дополнительную информацию о шине, которая может быть полезна автовладельцам, например, для отслеживания даты производства или сертификации.
В рамках стандарта DOT используется система оценки UTQG (Uniform Tire Quality Grading), которая оценивает шины по трём основным параметрам:
Treadwear (износостойкость)
Treadwear — это показатель износостойкости шины, выраженный в виде трёхзначного числа. Он указывает на относительную стойкость шины к износу по сравнению с эталонной моделью, прошедшей испытания. Для легковых шин значение Treadwear обычно варьируется от 100 до 600 единиц.
Значение 100 означает, что шина износится так же быстро, как эталонная модель, а значение 300 — что она прослужит в три раза дольше при тех же условиях эксплуатации. В среднем, каждые 100 единиц Treadwear эквивалентны 10-15 тысячам километров пробега. Однако это приблизительная оценка, поскольку фактический срок службы зависит от множества факторов, таких как стиль вождения, состояние дорог и погодные условия.
Важно понимать, что высокий индекс Treadwear не всегда является лучшим выбором. Шины с высоким индексом обычно более износостойкие, но это может означать, что они имеют более твёрдую резиновую смесь, которая может снижать сцепление с дорогой, особенно в холодных или влажных условиях.
Traction (класс сцепления)
Класс сцепления (Traction) в системе UTQG показывает, насколько эффективно шины могут тормозить на мокром асфальте и бетоне. Чем выше класс, тем лучше шины справляются с торможением на мокрой дороге.
Существует четыре основных класса сцепления:
- AA – обеспечивает наивысший уровень сцепления на мокром асфальте и бетоне. Шины этого класса обычно используются на спортивных и высокопроизводительных автомобилях, где требуется максимальная эффективность торможения. Покрышки данного класса могут иметь более мягкий состав резины, что иногда снижает их долговечность по сравнению с более жесткими шинами.
- A – обеспечивает высокий уровень сцепления, что подходит для большинства автомобилей. Этот класс обычно является хорошим выбором для повседневной эксплуатации в умеренно влажных или дождливых условиях.
- B – шины с более низким уровнем сцепления на мокрой поверхности. Подходят для использования в менее влажных условиях, но могут быть менее эффективны при торможении на мокрой дороге.
- C – наименее эффективные шины с минимальным уровнем сцепления. Их используют реже, поскольку их сцепные свойства на мокрой дороге могут быть недостаточными для обеспечения безопасного торможения.
Temperature (температурная характеристика)
Температурная характеристика отражает способность шины отводить тепло при езде на высокой скорости. При движении на высокой скорости шина нагревается из-за трения о поверхность дороги. Если тепло не отводится эффективно, резина перегревается, что приводит к её быстрому износу и может вызвать повреждение шины, вплоть до разрушения. Чтобы избежать этого, шины классифицируются по уровню сопротивления нагреву:
- A - способны эффективно отводить тепло на скоростях свыше 185 км/ч. И рассчитаны на высокие скорости и повышенные нагрузки (спортивные автомобили, автомобили бизнес-класса);
- B – сопротивление теплу на скоростях от 160 до 185 км/ч. Подходят для большинства автомобилей, которые эксплуатируются на умеренных скоростях, включая автомобили среднего класса и кроссоверы.
- C –наименьшая температурная устойчивость, рассчитаны на скорости от 137 до 160 км/ч. Их основная задача – обеспечение надёжности при спокойной езде.
Runflat
Runflat – это технология шин с усиленными боковинами и специальным составом резины, позволяющая автомобилю продолжать движение даже при полной потере давления в шинах (например, при проколе или порезе). Покрышки с Runflat могут выдерживать нагрузку от автомобиля за счет усиленных боковин или опорного кольца, предотвращая повреждение колеса и позволяя доехать до ближайшего шиномонтажа.
Производители заявляют, что в случае прокола можно проехать от 50 до 150 км на скорости не выше 80 км/ч (при движении с большей скоростью шины могут перегреться и разрушиться), но на практике это расстояние может быть значительно меньше. Реальный пробег сильно зависит от таких факторов, как качество дорожного покрытия, загрузка автомобиля и температура окружающей среды. В сложных условиях (например, на плохих дорогах или при полной загрузке) реальный пробег может составить около 30–50 км.
Также важно помнить, что для безопасной эксплуатации шин Runflat обязательна система контроля давления в шинах (TPMS). Без неё водитель может не заметить потери давления и превысить допустимую скорость, что приведёт к повреждению шины.
В каталоге интернет-магазина SPBKoleso вы можете найти шины с технологией Runflat с помощью фильтров поиска или иконок на изображениях товаров.
Индексы нагрузки и максимальной скорости
Индекс нагрузки – это числовой показатель, указывающий максимальную массу, которую шина может выдержать при полной нагрузке автомобиля. Чем выше индекс, тем более тяжелый автомобиль или больший вес шина может выдерживать. Например, для легковых автомобилей индекс нагрузки может быть в пределах 70-100, а для внедорожников и тяжелых седанов – от 100 и выше.
Индекс скорости - это буквенное обозначение, которое показывает максимальную скорость, на которой шина может безопасно эксплуатироваться без риска перегрева или повреждения. Индексы скорости обозначаются латинскими буквами, начиная с L (до 120 км/ч) и заканчивая Y (свыше 300 км/ч). Например, шины с индексом H предназначены для скорости до 210 км/ч, а шины с индексом V – до 240 км/ч
❗ Важно выбирать шины с индексами, соответствующими условиям эксплуатации автомобиля. Если ваш автомобиль часто ездит на высоких скоростях или несет повышенные нагрузки, выбирайте шины с высокими индексами скорости и нагрузки.
Евроэтикетка
Все шины, предназначенные для рынка ЕС, с 2012 г. должны в обязательном порядке иметь наклейки с указанием 3х параметров. Это касается продукции европейских производителей для внутреннего рынка, шин, предназначенных для экспорта в Европу. На евроэтикетках указывают шумность, класс экономии топлива и сцепление с дорогой. С 2021 г. информация на евроэтикетках была расширена – появились следующие данные:
- Артикул.
- QR-код для прямого доступа к базе данных товаров ЕС.
- Сведения о производителе, модели и типоразмере.
- Сцепление на заснеженных и обледенелых трассах (для фрикционных шин).
С 2012 года все шины, предназначенные для рынка ЕС, должны иметь специальную этикетку с указанием трех ключевых параметров: шумность, класс экономии топлива и сцепление с дорогой. В 2021 году этикетка была дополнена новыми данными:
- Артикул шины.
- QR-код, ведущий к базе данных товаров ЕС, где можно найти более подробную информацию о шине.
- Сведения о производителе, модели и типоразмере.
- Информация о сцеплении на заснеженных и обледенелых дорогах (для фрикционных шин).
Этикетка служит ориентиром для потребителей, помогая им оценить важные параметры шин перед покупкой.
Шумность
Уровень внешнего шума шины, создаваемого при движении, обозначается на евроэтикетке в виде звуковых полос. Чем больше черных полос, тем выше уровень шума. Этот показатель особенно важен для владельцев премиальных автомобилей и тех, кто часто ездит на дальние расстояния по трассе, так как высокий уровень шума снижает акустический комфорт и может повышать утомляемость водителя.
- Класс A - самый низкий уровень шума – до 68 дБ.
- Класс B - средний уровень шума– от 68 до 71 дБ.
- Класс C - самый высокий уровень шума, выше 72 дБ.
❗ При выборе шин важно учитывать этот параметр, особенно если акустический комфорт играет ключевую роль.
Класс экономии топлива
Экономия топлива определяется сопротивлением качению шин — это сила, которая возникает при движении шины по поверхности и препятствует её вращению. Чем ниже сопротивление качению, тем меньше энергии требуется для движения автомобиля.
Классификация экономии топлива указывается литерами латинского алфавита от A до E:
- A — максимальная топливная экономичность (снижение расхода топлива).
- E — минимальный уровень экономии (больше топлива тратится из-за повышенного сопротивления качению).
❗ Разница в экономии топлива между шинами класса A и E может составлять около 7-10%, что особенно важно для водителей, которые много времени проводят за рулем или стремятся минимизировать расходы на топливо.
Сцепление с дорогой
Этот параметр показывает, насколько эффективно шины способны сокращать тормозной путь на мокрой дороге. Оценка сцепления указывается литерами от A до E:
- A — максимальное сцепление, обеспечивающее минимальный тормозной путь на мокром асфальте.
- E — слабое сцепление, но может способствовать увеличению износостойкости.
❗ Разница в тормозном пути при экстренной остановке на мокром покрытии со скорости 80 км/ч между шинами класса A и E может составлять до 10 метров. Это критично в условиях плохой погоды, когда каждый метр может сыграть роль в предотвращении аварии.
Рисунок протектора
Рисунок протектора шин может быть разных типов, каждый из которых обладает своими характеристиками и предназначен для определенных условий эксплуатации:
- Симметричный ненаправленный. Универсальные шины для повседневной езды в смешанных циклах (город и трасса). Этот тип рисунка обеспечивает сбалансированные характеристики, такие как хорошее сцепление и износостойкость, но имеет и недостатки. К ним относятся недостаточные скоростные качества, невысокая стойкость к аквапланированию и ограниченные возможности для динамического маневрирования.
- Симметричный направленный. Распространенный тип рисунка, который обеспечивает хорошие скоростные характеристики и сцепление как на сухом, так и на мокром асфальте. Такие шины могут использоваться как летом, так и зимой. Однако к минусам можно отнести высокую шумность и недостаточную стабильность при движении по дорогам плохого качества.
- Асимметричный ненаправленный. Высокопроизводительные шины, которые обеспечивают отличную курсовую устойчивость, маневренность, стойкость к аквапланированию. Возможные недостатки – высокая стоимость и снижение уровня комфорта при езде по дорогам с мелкими неровностями.
- Асимметричный направленный. В продаже шины с асимметричным направленным рисунком встречаются крайне редко, поскольку при установке нужно учитывать не только внутреннюю и внешнюю сторону, но и направление движения. Они обеспечивают отличное сцепление и стабильность на дороге, но могут быть более шумными и менее универсальными.
Типы рисунков протектора в зависимости от назначения шин:
- Дорожные. Предназначены для езды по твердым дорожным покрытиям. Подходят для легковых автомобилей, кроссоверов и городских внедорожников. Они обеспечивают хороший контакт с дорогой и высокую износостойкость, но могут быть менее эффективны на мягких или скользких поверхностях.
- Универсальные. Подходят как для твердых дорожных покрытий, так и для легкого бездорожья. Шины имеют универсальные характеристики, которые позволяют использовать их в различных условиях, от городских дорог до легкого грунта.
- Внедорожные. Резина с массивными блоками, которая подходит для езды по гравийным дорогам и бездорожью, что делает их идеальными для пикапов и внедорожников, но могут снижать комфорт при движении по асфальту.
❗ Выбор рисунка протектора зависит от условий эксплуатации: симметричные ненаправленные шины универсальны, направленные – лучше на мокром асфальте, асимметричные ненаправленные – высокопроизводительны, асимметричные направленные – специализированы. Для легковых авто и кроссоверов подходят дорожные и универсальные рисунки, для внедорожников – внедорожные шины.
Как выбрать производителя?
Есть производители с мировым именем, имеющие собственные испытательные центры и полигоны, а есть малоизвестные бренды (чаще всего – китайские). В первом случае проводится серьезная научно-исследовательская работа, компьютерное моделирование, внедрение новых технологий, после чего продукция обязательно проверяется в реальных условиях как самим производителем, так и независимыми компаниями, автомобильными изданиями. В случае малоизвестных брендов обычно копируются технологии, рисунок протектора шин известных производителей – иногда удачно, иногда не очень, поскольку испытания часто не проводятся.